В последнее время мы как заговоренные бродим среди полок супермаркетов в поисках продуктов, не содержащих «страшных» трансгенов. И хотя вред, который они могут принести организму, еще не доказан, рисковать никому не хочется. Тем более, что с 13 мая 2009 г. производители пищевых продуктов, в которых есть ГМО в объеме от 0,9%, должны сообщать об этом потребителю соответствующей надписью. Поставить такое «клеймо» предприниматель может только после проверки своего товара в специальном учреждении. В одном из таких — лаборатории молекулярно-генетических исследований «Укрметртестстандарта» — и побывали журналисты, воочию убедившись, как ищут ГМО в продуктах.
Водка, куличи, фрукты, кукуруза – именно такой «джентльменский» набор увидели в лаборатории молекулярно-генетических исследований, созданной на базе «Укрметртестстандарта». Как оказалось, все эти продукты ждали, когда настанет их черед проверяться на содержание генетически-модифицированных организмов. Никогда бы не подумали, что в таком популярном горячительном напитке, как водка, могут присутствовать трансгены! Правда, если учесть, что основным ее ингредиентом является спирт, получаемый из пшеницы, которую уже научились модифицировать, ее проверка не кажется такой уж бессмысленной затеей. Оказывается, чтобы выявить в еде или напитках трансген, необходимо провести сложный генетический анализ его ДНК, двойная спираль которой знакома нам из школьных уроков биологии. На первом этапе из продукта извлекают всю ДНК. Затем ее исследуют на содержание чужих генов, присущих генно-модифицированным организмам. А что же водка? «Все дело в том, что в ней нет никакой ДНК, – разъясняет ведущий специалист лаборатории Руслан Облап. – На содержание чужеродных генов можно проверить пшеницу, из которой был получен спирт, используемый при изготовлении алкогольных напитков. Но в самом-то спирте нет молекул белка! Аналогичная ситуация – с водой и другими осветленными напитками. В них априори не может быть ГМО, но несмотря на это, производители вынуждены проверять и такую продукцию на их наличие». Почему так происходит? Тут все просто. Наш Минздрав, к сожалению, до сих пор не удосужился утвердить список, куда бы вошли все генно-модифицированные растения и продукты, включающие ГМ-сырье, которые подлежат проверке. Получается, что на сегодня в Украине нет ни одного официально зарегистрированного искусственного «организма». А значит, все они… запрещены, поэтому в обязательном порядке продукты питания и сырье должны проверять и маркировать. Ведь если строгий законодатель сказал: проверять все – нужно так и делать!
Производители, с одной стороны, как в случае с водкой, вынуждены оплачивать никому не нужные исследования. А лаборатории, с другой, загружены лишней работой, хотя могли бы больше времени уделять продуктам, которые действительно следует проверять.
Думаете, нам всем от этого стало лучше? Как бы не так! Производители, с одной стороны, как в случае с водкой, вынуждены оплачивать никому не нужные исследования. А лаборатории, с другой, загружены лишней работой, хотя могли бы больше времени уделять продуктам, которые действительно следует проверять. Тем не менее, в мире уже есть перечень растений, имеющих генно-модифицированные линии. В первых рядах этого черного списка – соя, кукуруза, помидоры, пшеница, рис, картофель, сахарная свекла, хлопок, дыня, папайя, кабачки, подсолнечник, рапс, слива и т. п. Поэтому если в состав той же колбасы входит одно из названных растений, вероятность попадания в нее трансгенов весьма велика. Правда, к счастью, из 100% продукции, проверенной в этой лаборатории, трансгены находят только в десятой части. Но если учесть, что ежедневно они в среднем исследуют 30—50 образцов, 10% еды Франкенштейна – тоже немало. Раньше, по словам экспертов, показатели были намного хуже, но после 13 мая отечественные производители стали внимательнее относиться к качеству закупаемого сырья, и ситуация значительно улучшилась. Самое интересное, в лаборатории могут отыскать лишь те генетически-модифицированные организмы, которые официально зарегистрированы, – их формула есть в специальном перечне. Вряд ли этот факт способен кого-либо обрадовать: если кто-то где-то вывел новую формулу, «забыв» ее зарегистрировать, никакие исследования, пусть даже самые точные, эти трансгены не отыщут. Так что даже маленькие наклейки «Без ГМО», коими нынче украшены все упаковки с продуктами питания, никому и ничего не могут гарантировать.